Поиск по этому блогу

пятница, 19 января 2024 г.

Веб-консультация "Формирование ИКТ-компетенций"

 19.01.2024 прошла веб-консультация по теме "Формирование ИКТ-компетенций". Присутствовало 9 учителей:

  1. Тысяча Н.И. (школа 40)
  2. Кабисских Ж.Г. (МБОУ СОШ 16)
  3. Рыбина Т.А. (гимназия 41)
  4. Козлова Е.А. (школа 82)
  5. Легина Д.А. (МАОУ "СОШ №78")
  6. Макаренко Н.Н. (школа 94)
  7. Бедарева Ю.В. (МБОУ СОШ 90)
  8. Редковская А.А. (МАОУ "СОШ №78")
  9. Светлана (?)

Были рассмотрены следующие вопросы:

Профессиональный стандарт педагога от 18 октября 2013 г. был утвержден и принят к исполнению с 01 января 2015 г. Он содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. 

Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимается совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Учителю необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями (далее ИКТ — компетентность). 

«Трудовые» действия:  

  • формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ);  
  • формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;  
  • формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики;  
  • формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики;  
  • формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно;  
  • профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации;  
  • использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов; 
  • организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции;  
  • формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате. 

Необходимые умения:  

  • владеть ИКТ-компетентностями: 
    • Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки: использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ.
    • Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с применением информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Сюда относятся: планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде.
    • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность представлена необходимостью владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми;  
  • применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);  
  • владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;  
  • совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера);  
  • владеть основными математическими компьютерными инструментами: 
    • визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;
    • вычислений – численных и символьных; 
    • обработки данных (статистики); 
    • экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика); 
    • квалифицированно набирать математический текст;  
  • использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся.

При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога - технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). 

Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога следует считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы преподавателя:

  1. понимание роли ИКТ в образовании, 
  2. учебная программа и оценивание, 
  3. педагогические практики, 
  4. технические и программные средства ИКТ, 
  5. организация и управление образовательным процессом, 
  6. профессиональное развитие.

С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения: 

  1. применение ИКТ, 
  2. освоение знаний, 
  3. производство знаний. 

Это позволяет сформировать исчерпывающую структуру ИКТ-компетенций преподавателя

Наиболее популярные и перспективные современные образовательные ИК-технологии: 

  • облачные (документы на Google Disk, Yandex Disk и др.) 
  • Web 2.0 (блог-урок, сайты, блоги: kmr-liceum.blogspot.ru), 
  • виртуальные образовательные среды (ЯКласс, Яндекс.Учебник, silvertests.ru), 
  • мобильное обучение (с применением мобильных устройств)
  • МООК (массовые открытые онлайн-курсы: openedu.ru, html-acdemy.ru, coursera.ru, stepik.org) 
  • Web-портфолио (https://4portfolio.ru/), 
  • новые форматы образовательных ресурсов (подкаст, видеокаст, инфографика, QR-коды, ментальные карты). 

К проблемам и противоречиям, связанным с применением ИКТ можно отнести:

  • недостаточную обеспеченность методическими материалами;
  • психологическую или техническую неготовность учителей к использованию ИКТ; 
  • отсутствие свободного времени для развития; 
  • стремление учителей слишком быстро и радикально изменить учебный процесс; 
  • использование технических средств не соответствующее целям занятия;
  • изложение слишком большого объема информации; 
  • восприятие информации требует определенных физических нагрузок со стороны учащихся.

Успех использования ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагога:

  • творчески подойти к организации учебного процесса; 
  • умения объединять информационные и педагогические технологии;
  • поощрять учебную кооперацию и сотрудничество учеников. 
  • тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Например, необходимо подготовить материал по логическим схемам компьютера. Можно воспользоваться программой Logic Curcuit (подробное описание есть в Яндекс.Учебник для 8-х классов) или тренажером “Логика” для изучения логических элементов (https://kpolyakov.spb.ru/prog/logic.htm). В каждом случае определяем цель обучения, для какого класса и как использовать.

HTML+CSS: создать таблицу истинности и круги Эйлера.

По таблице истинности получить двоичное число, перевести его в 16-теричное, 8-меричное, десятичное.




Комментариев нет:

Отправить комментарий